Юг Италии: Неаполитанский залив, Амальфи, Матера и Апулия
Октябрь 2017
Круговой маршрут из Рима в район Неаполя, В Матеру и Апулию, отдых на полуострове Амальфи, возвращение в Рим с заездом в Ананьи.

Везувий

После Помпей у нас оставалось ещё полдня, и мы собирались подняться на Везувий.

Для подъёма на Везувий нужна хорошая обувь (не шлепанцы!), теплая одежда, шапки от солнца и вода. Кроме того, нужна хорошая погода, чтобы вершина не была скрыта тучами, на ней не было бы бури и т.п.

Погода в этот день была солнечная, но ветреная. В Помпеях ветер нам совсем не мешал, разве что на большой немощеной площади Форума бросал в глаза песок с пылью.  Нам и в голову не пришло, что на вершине Везувия ветер станет гораздо сильнее и превратится в проблему.

На Везувий ведет хорошая асфальтовая дорога, которая доходит почти до вершины. "Почти" – это примерно 250 метров по высоте, которые нужно пройти пешком. Но к началу пешеходной тропы подвозят только автобусы. Парковка для частных машин расположена немного ниже.  Все это я вычитала заранее.

Автомобильная дорога на Везувий медленная, со множеством поворотов. Виды с нее открываются потрясающие, и чем выше, тем больше захватывает дух. Примерно за полчаса мы поднялись до самой верхней парковки автобусов, нас никто не остановил. Почему – мы поняли только когда запарковались, натянули на себя все теплые вещи, головы укутали в капюшоны и вышли из машины. Ветер ударил в легкие и перебил дыхание. Мы прошли вверх до магазинчика и начала пешеходной тропы. Ворота были закрыты без всяких объяснений. Собственно, объяснения были очевидны – ураганный ветер говорил сам за себя. Но нельзя было предупредить где-нибудь в начале подъема? Или написать в интернете?

Мы были разочарованы, хотя виды были роскошными даже с площадки у начала пешеходной тропы. На обратном пути мы пару раз останавливались фотографировать. Земля под ногами была очень черной и мягкой, а черные валуны вокруг при ближайшем рассмотрении оказались потеками лавы. Лава выглядела нестарой. Последний раз лава текла при извержении в 1944 году. Были потом извержения в 60-х и 80-х, но без лавы.

В наш последний день в Неаполитанском заливе у нас осталось время на вторую попытку покорения Везувия. Мы приехали утром, поднялись наверх по уже знакомой дороге. На этот раз на верхнюю автобусную парковку нас не пустили, запарковались и заплатили за нижнюю – кажется, 5 евро. Потом нам предложили шатл до верхней парковки, по 2 евро с носа в каждом направлении. Амит – бесплатно (Вот что хорошо у итальянцев – это чадолюбие. Во многих местах с детей денег не берут вообще, хотя место они занимают). Мы не раздумывая согласились. До верхней парковки идти минут 10, вдоль дороги без тротуара.

Шатл высадил нас у касс. Билеты не дешевые, где-то около 12-14 евро. И отдельно ещё заставляют платить за карту и за туалеты! Правда, наверху нас ждали гиды, рассказывающие много интересного. Но до вершины ещё нужно было дойти!

Тропа наверх плавно огибает вершину по спирали.  Тропа начинается на северном склоне и ведет к западной, выходящей на залив, части кратера.  Длина тропы около километра, но с постоянным подъёмом 14 градусов. На обычной туристской тропе подъёмы чередуются с прямыми участками или спусками, на которых отдыхаешь. А здесь все время вверх, без передыха.  Грунт мягкий, мелкие камешки осыпаются под ногами.  При подъёме ещё ничего, но при спуске это сильно мешает.

Однако, даже с остановками на передых, минут за 25 уже были наверху. И тут сразу обо всем забываешь.  Все-таки, не каждый день видишь кратер настоящего вулкана!

Нас сразу подхватил распорядитель и отправил в группу гида, говорившего на очень медленном и понятном английском. И рассказывал он интересные вещи. О фумаролах – столбах белого дыма, поднимавшихся в нескольких местах из стен кратера. Как по их составу можно судить о приближающемся извержении. Какие ещё параметры отслеживаются вулканологами. Почему так важно предсказать извержение в этой плотно заселённой местности. И почему местное население больше доверяет предсказаниям по "крови" святого Януария. ("Мы – католическая страна" - пояснил гид с горечью). О размерах кратера и его глубине (340 метров, если не ошибаюсь). Что перед последним извержением в 80-х ямы в кратере не было, а была ровная площадка. Как выглядел вулкан перед извержением 79 года н.э., как он в результате стал выше и раскололся, где был тогда кратер и т.д.

После рассказа гида мы обошли кратер до того места на южной стороне, где тропа уходит от кратера вниз по восточному склону вершины, продолжая круговой маршрут.  На восточном краю кратера тропы нет. Поэтому мы решили не делать круговой маршрут, а вернуться той же дорогой, что и пришли, ещё раз пройдя весь западный край кратера. Сделали стопятьсот фотографий. Мне уходить не хотелось. Я бы ещё там погуляла. Вот только туалетов на вершине нет.