Северо-запад Италии: 4 курорта
Март 2016
Озеро Комо, Бергамо, Брешия, Милан, Чертоза, Портофино, Чинкве Терре, Генуя, Акви Терми, Сестриере

Название Чинкве Терре переводится с итальянского как пять земель. Точнее, это пять деревень, зажатых между горами и морем. Горы высокие и крутые, дороги сюда были проложены только в 20 веке. Но то, что открыло эти деревни для мирового туризма, были не автомобильные дороги (узкие крутые серпантины над обрывами, не рассчитанные на массового туриста), а железная дорога, туннелями и мостами прорезающая высокие горы и глубокие ущелья. Дорога открыла доступ массам туристов к застывшим во времени деревням, где ничего не менялось на протяжении веков. Еще одна фишка здешнего национального парка – пешеходные тропы разной степени сложности, соединяющие все пять деревень. Туристы приезжают сюда на поезде, выходят в любой деревне, гуляют или идут по тропам в соседнюю. Потрясающие виды открываются со всех маршрутов. Деревеньки очень симпатичные, одна лучше другой. Но в общем похожи одна на другую. На машине разрешено заезжать только в две крайние деревни (летом в сезон парковка там забита и места может и не быть). В остальные 3 деревни разрешается заезжать только местным жителям.

В одном из отчетов я вычитала, что можно заехать на машине в верхнюю деревню (шестую), откуда на автобусе или пешком спуститься в одну из прибрежных пяти. Там нет проблем с парковкой, есть отличный недорогой ресторан и потрясающие виды на побережье. Не было только написано, сколько времени займет дорога туда.

Мы поставили в Waze  название деревни – Воластра. Навигатор бодро сказал, что ехать нам от Санта-Маргериты 80 с чем-то километров и полтора часа. То есть минут 30-40 по скоростной дороге, а потом по медленным местным.  Ну, полтора, так полтора, поехали.

Скоростная трасса прорезана в горах и ущельях. Туннели и мосты чередуются, не больше 10% дороги проходит по земле. Потрясающее инженерное сооружение, но очень утомляют постоянная смена темноты в туннелях и яркого солнечного света на мостах, а также резкая смена звука. Наконец, свернули с трассы на местную дорогу и завиляли через лес и горы. Минут через 15 время и километраж до нашей  цели почти не изменились – как оказалось, в Италии Waze не точно определяет расстояния и скорость на местных медленных дорогах и потихонечку прибавляет минуты и километры. После двух часов в машине нам по-прежнему оставалось пол-часа до цели. Но прямо под нами за этой вот горой карта показывала первые прибрежные деревни Чинкве-Терре. И я решила: ну её, эту Воластру! Поехали в Вернаццу, вот она, рядом. В отчетах писали, что она самая живописная из всех деревень!

Как только мы перевалили перевал и увидели море, то завопили от восторга: виды были незабываемые.  Мы проехали развилку на Монтероссо – крайнюю из пяти деревень, где есть разрешенная парковка. Дух авантюризма вел меня в запретную Вернаццу. Знаки показывали, что до нее всего 6.5 км. Ну не найдем парковки, так поедем обратно, виды-то какие, просто нереальные! Дорога стала уже и круче, начался серпантин со слепыми поворотами и пропастями, адреналин в крови подскочил. Правда, дорога была практически пуста, только пару раз нам пришлось разминуться с небольшим грузовичком.

Димка стал все чаще говорить, что при таком режиме езды бензина не хватит и надо бы заправиться в Вернацце. Почему-то у меня были большие сомнения о наличии заправки в Вернацце. Мы остановились спросить у местного крестьянина, работающего на узкой террасе на крутом склоне недалеко от дороги. На смеси английского с итальянским я выяснила что: а) заправки в Вернацце нет, и в Монтероссо нет, а есть только в Леванто; и б) на машине в Вернаццу туристам ехать нельзя, но нам за это ничего не будет и парковку мы может и найдем (итальянец сделал знакомый нам по Израилю жест рукой – "вообще-то нельзя, но можно"). Мы ещё немного проехали вперед. Вернацца была хорошо видна далеко внизу и совсем не приближалась. Очередной знак сообщил, что до Вернаццы по-прежнему 6 км. Димка страдал по бензину. Восторги от дороги улеглись – ко всему привыкаешь. Самое время повернуть назад, в сторону Монтероссо (5 км) и Леванто (11 км).

После поворота на Монтероссо дорога стала шире и легче. Потрясающие виды продолжались. Мы продолжали выскакивать из машины чтобы сфотографировать везде, где можно было остановиться. Но наконец, мы спустились в Монтероссо, поставили машину на практически пустой парковке (вот что значит несезон!), оставили в машине теплые кофты – был по-весеннему теплый безветренный солнечный день – и пошли гулять по набережной. Зашли на железнодорожную станцию и купили билет на поезд до Вернаццы. Поезд ходит раз в час у нас ещё оставалось время, и мы продолжили прогулку с фотосессией по набережной. Кстати оказалось, что попасть на автобусе из Монтероссо в Вернаццу нельзя, поезд – единственная возможность.

Ещё накануне мы решили устроить сегодня разгрузочный день. Никуда не бежать, не пытаться охватить все, не идти в поход, а просто гулять и получать удовольствие. С этой задачей мы замечательно справились. Поезд в Вернаццу идет всего 3 минуты, но все время в туннеле, как метро. Главная улица Вернаццы ведет от станции прямиком к живописной бухте. От нее вверх в обе стороны отходят узкие, на одного человека, проходы – улицы. Ступеньки составляют основную часть этих улиц. А также арки, балкончики, терраски, цветочные горшки, решетки… На берегу бухты стоит большой для такой маленькой деревни собор. На выдающемся в море крутом мысе возвышается крепость. Конец мыса заканчивается волноломом, создающим закрытую от штормов гавань для небольших рыбацких лодок, а в летнее время – яхт. Сейчас гавань почти пуста. Деревню окружают крутые склоны гор с узкими обработанными террасами с виноградниками, фруктовыми и оливковыми деревьями, апельсинами и лимонами. Мы поднялись немного по туристской тропе, ведущей в Монтероссо – оттуда открывается виденный нами на многих рекламных плакатах открыточный вид на Вернаццу с подковой гавани. Можно было бы пройти  по тропе ещё, но дорожка пошла резко вверх, превратилась в ступеньки и свернула в ущелье, Вернацца скрылась за крутым склоном, и мы повернули назад. Зачем топать вверх по ступенькам, если внизу нас ждет мороженное?

В заключение отмечу, что Чинкве Терре нам очень понравилось и безусловно стоило отдельной поездки. Если есть желание походить по трекам, то здесь легко можно провести несколько дней. Но тропы изматывающие из-за большого количества подъемов и спусков. Самая легкая и короткая тропа между Монаролой и Корниглией смыта зимними штормами пару лет назад и до сих пор не восстановлена. С другой стороны, эти неудобства компенсируется потрясающими видами, милыми ресторанчиками в деревнях, возможностью сесть на поезд в любой деревне. Видимо, нет необходимости в покупке дневного билета в парк Чинкве Терре, т.к. билет на поезд туда и обратно стоит вдвое дешевле, а на тропе билеты не проверяют. Хотя будка на входе стоит – не знаю, сидит ли там кто-то летом. Кроме того, показалось, что лето – не лучшее время для посещения парка. Количество народу на набережных и тропах зашкаливает, жарко, а море хоть и рядом, но к нему не спустишься по отвесным скалам на протяжении большей части маршрутов. Как сказала продавщица на набережной: "Вы не представляете, что здесь творится летом". И последнее – не пропустите виды сверху и "аттракцион" хотя бы частичного спуска на машине в одну из "запретных" деревень.