Португалия: от Порто до Лиссабона
Октябрь 2022
Из Порто в Лиссабон с заездом в Сантьяго-де-Компостелла, Брага, Гимараеш, долина Дуору, Коимбра, Назаре, Обидуш, Пенише, Баталья, Томар, Синтра
На этом месте должна была быть фотография. И не одна... К сожалению, WIX сильно ограничил объем сохраняемых на сайте файлов. Увы, я не могу больше добавлять фотографии бесплатно.
Пока буду публиковать только текст, без фотографий. Фотографии можно увидеть на моем Фэйсбуке.
Линк на страницу в Фэйсбук:

Долина реки Дуоро

Сегодня мы собираемся дегустировать портвейн в месте, где выращивают виноград для него – в долине реки Дуоро, подальше на восток от прохладной Атлантики.

Пропускаем два интересных места по дороге – город одного вида Amarante (открыточный мост и старый город на холме) и усадьбу 18-го века с дворцом и садом Fundação da Casa de Mateus. Про усадьбу начиталась плохих отзывов, что дорогой вход, нет парковок, не всегда пускают без организованной группы. Решили не терять время.

Кроме виноделен и дегустаций портвейна долина Дуоро славится своими видами на крутые холмы с террасами виноградников. Террасы древние, создавались веками не меньше 1000 лет. Когда-то принадлежали крестьянам, сейчас большинство знаменитых участков выкуплено крупными винодельческими производителями. Но на виды это не повлияло, террасы виноградников выглядят так же, как и 500 лет назад. И я подозреваю, что даже лучше, чем когда-либо в прошлом.

Сногсшибательные виды начинаются со спуском дороги с плоскогорья в долину реки. Перепад высоты по ощущениям – не меньше 1000 метров, скоростная трасса состоит из множества мостов над узкими ущельями. Склоны гор сглажены террасами.

На машине проще всего попасть в городок Peso da Régua, т.к. скоростная трасса проходит мимо него. Это превратило городок в туристический центр региона. В другие города и деревеньки можно попасть или по реке (собственно, этот путь и был основным с далекой древности), или по местным дорогам. Местные дороги очень живописные, но и очень медленные. Многочисленные серпантины взбираются на крутые горки, ныряют в ущелья и опять ползут вверх. Даже кажущаяся по карте ровной дорога вдоль реки, между Peso da Régua и Pinhão (второй местный центр виноделия и туризма), какие-то несчастные 28 км, мы ехали не 33 минуты, как предсказывал Гугл, а около часа. Поэтому успели мы меньше, чем я запланировала.

Въехав в Регуа, мы, первым делом, увидели длинный ряд винных магазинов и ресторанов. Успокоившись, что голодными и трезвыми мы здесь не останемся, мы полюбовались на реку и мосты с набережной и поехали на ту сторону реки, в винодельню Quinta da Pacheca, практически напротив Регуа. Об этой винодельне я читала в отзывах людей, приехавших сюда с экскурсией с круизного кораблика. "Красивая старая усадьба, одно из старейших винодельческих предприятий региона. Известно тем, что одним из первых начало выпускать вино, под своим именем: на этикетках значилось Pacheca’s, по имени тогдашнего владельца. Впервые название встречается в документах, датированных 1738 годом. В 1903 хозяйство покупает Dom José Freire de Serpa Pimentel. С тех пор земля, виноградники и производство вина находятся в руках этой семьи, вот уже больше века. Сегодня, помимо непосредственно производства вина, имеется еще и отель Wine House, и ресторан под этим же названием, и дегустационный зал, и интернет-магазин по продаже вин."

Группы там ещё и кормят обедами в большом зале, переделанном из старого винного погреба. Посмотрим, удастся ли нам там поесть и выпить. Или хоть что-то одно из двух.

Мы едва пересекли мост через Дуоро, а виды уже фантастические, куда ни глянь. И усадьба действительно колоритная, с большой парковкой, на которой уже стояло пару автобусов и штук 20 автомобилей. И каких-то совсем не дешевых.  Повеяло запахом больших денег.

Мы бодро входим на территорию, и подгоняют нас полные мочевые пузыри. Посетив просторные многокабинчатые туалеты, мы как-то сразу почувствовали себя лучше. Туалеты идут в комплекте с залом для дегустаций. Вот только дегустации сейчас (? Или всегда?) проводят только для групп. Винный ресторан? Да, есть, спросите в гостинице, есть ли у них места. По дороге в гостиницу мы сфотографировались возле хозяйского антикварного белоснежного Ролс-Ройса. Он перегораживал выезд современному джипу, так что на Ролс-Ройсе явно приехали прямо сегодня.

Ура, места в ресторане были. И хотя большими деньгами запахло еще явственней, мы очень обрадовались, что нас здесь накормят. С каждым шагом по гостинице мне нравилось здесь больше и больше. Так все, знаете ли, просто, но стильно. Светильники, мебель, банкетка, где вместо ножек – оленьи рога (много рогов!). Стеклянные переходы, где ландшафты снаружи кажутся продолжением интерьеров. Наконец, после множества проходов и переходов, нас сопроводили до ресторана. И здесь мне понравилось ещё больше. Потому что полторы стены зала были стеклянные, выходящие на холмы с виноградниками, излучину реки Дуоро и горы за рекой. И нас усадили за столик в самом стеклянном углу!

Естественно, к еде мы заказали местное  порто. Все было очень вкусно. Вот только по фотографиям трудно понять, что же это было. На закуску помню обалденные тосты с сардинками и севиче.  На фотографии четко просматривается Димкин осьминог. А остальная еда явно состоит из мяса, овощей и какого-то пюре разных цветов (точно не картофельное!), но вот что это было – не помню.  Помню, что настроение было великолепное!  Ещё бы, после бокала порто!

После обеда поехали вверх по долине Дуоро в городок Pinhão. До него всего 28 км, но мы ехали туда больше часа. Конечно, дорога очень красивая, и мы несколько раз останавливались для фотографий. Но при этом дорога все время виляет, ехать быстрее 30 км/ч трудно.

По дороге встречается плотина со шлюзом, в котором шлюзовался круизный кораблик. Размеры корабликов на реке ограничены размерами шлюзов и высотой мостов. Шлюзы с плотинами появились на Дуоро не так давно, а до этого навигация была возможна только на лодках-плоскодонках.

Вдоль дороги и на окружающих холмах есть множество виноделен. Я ожидала увидеть тут и там приглашения на дегустацию (как, например, в Эльзасе или долине Рейна). Но ничего подобного не было.

В самом Пиньяне (если не ошибаюсь, так произносится это название) есть очень красивый вид на реку (хотя мы уже насмотрелись, пока доехали), старая железнодорожная станция вся в азулежу и внутри, и снаружи, вид на старый мостик на одном из притоков Дуору. Мы ещё подъехали на видовую площадку с террасами и виноградниками над крутым ущельем, но это уже было не обязательно.

Позже я прочитала, что в Пиньяне есть множество дегустационных залов. Я, думая, что нас будут зазывать по дороге, ничего не гуглила.  В городе я тоже не видела каких-то зазывных объявлений. Похоже, что местные дегустационные залы ориентированы на группы с круизных корабликов – в городке довольно большая пристань. Правда, парковка возле пристани была забита частными машинами, значит, туристы приезжают не только группами.

Возможно, надо было прогуляться по прогулочной набережной мимо пристани и дальше по притоку до старого моста. Но мы проехали этот путь на машине по главной, параллельной реке улице. Она показалась пыльной и провинциальной. И мы не стали больше задерживаться в Пиньяне.

Кстати, из Регуа в Пиньян ходит поезд. Летом в выходные дни пускают даже древний паровозик для туристов. Мы паровозика не видели, а поезд – да, и туда, и обратно. Так что, при желании можно доехать и на поезде. Наверняка, гораздо быстрее, чем на машине. И портвейн потом пей – не хочу, за руль садится не надо.

А мы вернулись в Регуа, туда, где на въезде в город точно наливают. И да, нам налили. Надо было только выбрать магазин с теми винами, которые хочется попробовать. Димка в первом магазине ничего не захотел, и они сами посоветовали, в какую из следующих дверей нам зайти. А Амит получил наличные и пошел их тратить на какие-то конфеты. Все были счастливы. Только я опять перестала соображать и запоминать события.

Смутно помню, что после дегустации мы ещё прогулялись по пешеходному мосту через Дуоро и поехали искать наши апартаменты на эту ночь. Искали долго, вероятно под влиянием выпитого портвейна. С помощью местных жителей в конце концов нашли.  Оказалась чудная квартирка, переделанная из нижнего этажа очень старого дома. С толстенными стенами из булыжников, деревянными балками потолка, но с современными электроприборами на кухне. И даже с собственным крошечным патио. И с кучей сортов домашних джемов и варений, печенюшек и сухариков, и даже с порто в графине. И всем этим мы немедленно заправились прямо на патио. Чтобы хорошее настроение не выветривалось.

На следующее утро мы ещё раз проехали через весь город, опять останавливаясь, чтобы сфотографировать те же реку и холмы, но в утреннем свете. Наша дорога лежала на юг. И поднимаясь из долины Дуоро на самый верх плато (мимо города Ламегу), нас провожали ещё более захватывающие виды, чем при спуске с севера. Жаль только, что на скоростной трассе не построили смотровых площадок!