Испания: Андалусия - кольцо мечты.
Октябрь 2016

Круговой маршрут из Мадрида в Толедо, Кордову, Севилью, Кадис, Херес де ла Фронтера, Ронду, Гранаду, Убеду, Баэсу, национальные парки и др.

Толедо

Мы прилетели в Мадрид поздно вечером, с опозданием на 2 часа. Прокат машин уже был закрыт. Из нашей гостиницы существует бесплатный шаттл в аэропорт, но для этого требовалось позвонить по телефону в гостиницу. Местной сим-карты у нас пока не было. Мы не стали заморачиваться и взяли такси. 20 Евро и 15 минут – цена вопроса.

Утром на гостиничном шаттле вернулись в аэропорт, получили машину, заехали в ближайший торговый центр за симкой (зря, там все открылось только к 10 утра). Только в 11 выехали в Толедо. Час дороги, и на холме показались высокие башни соборов и церквей.  А потом на площади-клумбе мы лихо пронеслись мимо старинных ворот – ух ты! И ещё через пару минут наша машина втиснулась в тесные улочки старого города. В этой фразе слово "втиснулась" следует понимать буквально. Улицы действительно очень узкие, крутые, покрыты булыжником. Естественно, односторонние. О пользовании картой для проезда по городу не могло быть и речи, только Waze выручал.  (У нас в машине был встроенный навигатор с хорошим большим экраном. На междугородных трассах он вел себя неплохо, но внутри городов врал. Поэтому в городах я его сразу выключала и включала Waze.) В дальнейшем окажется, что улицы Толедо – это ещё не самое худшее. Но первая встреча с ними повергла нас в шок.

Во всех городах я старалась заказывать гостиницы в центре, но с парковкой. Как показал опыт, даже если в гостинице парковка платная, то она дешевле, чем другие городские парковки. Кроме того, гостиницы берут деньги за сутки и не возражают, если машина простояла в гараже чуть дольше. А паркинги считают не только часы, но иногда даже минуты. Обычно гостиничные парковки обходились нам в 10-15 евро в сутки.  Конечно, можно было жить подальше от центра, но с бесплатной парковкой. Однако тогда пришлось бы как-то добираться до старого города. А наш пешеходный ресурс, увы, ограничен. Мы гуляли по городу пока держали ноги. Потом отдыхали в гостинице. А вечером опять выходили пройтись.

Пока мы заселялись в гостиницу и пристраивали машину в гараже (а его ещё предстояло найти по карте, выданной в гостинице вместе с ключами от гаража!), был уже час дня. Завтра утром мы собирались уезжать. То есть на весь Толедо у нас осталось полдня! Ноги в руки и пошли!

Толедо расположен на полуострове в излучине реки Тахо. Полуостров имеет вид крутой горы. Но на самом деле, гора там не одна, а несколько. Полуостров небольшой, нет проблемы пересечь его пешком несколько раз. Проблема в насыщенности достопримечательностями.

К 17-му веку все пространство на полуострове было застроено и расширять город уже было некуда. (Из-за этого столица Испании была перенесена из Толедо в Мадрид.) Вот с тех пор в старом городе ничего нового и не строили, город остался таким же, каким был в 16 веке. Несмотря на машины и кое-где подъемные краны (на месте совсем уж ветхих развалин все же что-то строят) ты понимаешь, что действительно находишься в городе 16-го века. Да, вместо рыцарей на лошадях и прекрасных дам под вуалями по улицам бродят группы туристов. Их гиды-предводители потрясают над головами не штандартами и копьями, а цветными зонтиками и искусственными цветками. Я, конечно, читала, что Толедо – это музей под открытым небом, что Карел Чапек писал: ""...Я едва не сказал, что у вас здесь такое ощущение, будто вы попали в другой век, но это была бы неправда. Истина - гораздо удивительней: "другого века" просто нет - что было, то и есть".  Но я не ожидала, что это будет так буквально.

Городу-музею под стать и собор-музей. Мы обошли его вокруг отвлекаясь, отходя в сторону и возвращаясь, дойдя до самой известной Толедской площади Сокодовер сели там на поезд, объехали вокруг города, но все же опять вернулись к собору и, наконец, попали внутрь.

Мне до сих пор трудно сформулировать свои ощущения. Ничего из заранее прочитанного не подготовило меня к тому, что я увидела. Наверное, больше всего поражает разнообразие и многообразие форм, цветов, объемов воздуха, деталей. Тысячи деталей! Каждую можно рассматривать по отдельности, но и невозможно тоже, так как на это понадобятся годы. Ты пытаешься вобрать в себя, осознать, охватить целостную картину, а её нет, она дробится на десятки, сотни, тысячи фрагментов. Ты медленно обходишь собор, пытаясь из наушников аудиогида выудить путеводную нить. У тебя в руках даже есть план с номерами, которых меньше 20 – это успокаивает. Но перед каждой стеной (разумеется, абсолютно непохожей на все предыдущие!) ты опять застываешь в бессилии все это как-то осознать и переварить.

На одной из стен я неожиданно узнала изображение Сантьяго Мавробойца и из меня вдруг вылился сбивчивый рассказ о том, как он оказался в Испании тысячу лет спустя после своей смерти в Израиле, как помогал испанцам громить мавров (за что и получил прозвище Мавробойца), как мощи его упокоились в соборе в Сантьяго-де-Компостелла, как позже южноамериканские индейцы взяли его себе на подмогу в борьбе с испанцами и прозвали Испанобоец. Димка все это удивленно выслушал, указал на очевидные логические неувязки (ученик Иисуса Христа? Так он же умер 2 тысячи лет назад! Так как же он потом тысячу лет назад…) Потом стал со всех сторон фотографировать этого Сантьяго. Не потому что проникся. А потому что это показалось уже чем-то знакомым, конкретным, тем, что можно охватить, запечатлеть, рассказать – в отличие от всего остального в соборе.

И вот когда вы более-менее уже обошли больше половины собора, вдруг оказывается, что вот там вход в несколько комнат с картинами из собрания Толедских епископов. Наушники сыпят россыпями имена знаменитых художников. Вы бегло осматриваете зал, и вдруг глаза упираются в портрет властного человека в епископской мантии, который пристально смотрит прямо вам в глаза. "Тициан" – машинально читаете имя художника под картиной. И вы бредете из комнаты в комнату мимо портретов епископов, святых, христианских мучеников. А вот эта комната – сокровищница. А вот эта гигантская конструкция – из американского золота и серебра. А вот этот монастырский дворик-клуатр был построен по повелению такого-то епископа и фрески в нем уникальные. И голова уже не принимает никакие новые сведения и никакие красоты.

Ещё одно знаковое место в Толедо, площадь Сокодовер, была центром торговли в прошлом. Сейчас она как магнит притягивает толпы туристов. Здесь можно передохнуть, перекусить, понаблюдать за окружающими.  Мы как раз закончили фотографировать Амита у памятника Сервантесу и раздумывали, где бы поесть мороженное, когда на площадь въехал туристический поезд. Все побежали брать поезд на абордаж, мы оказались близко и тоже впрыгнули в поезд. Стадное чувство – "все побежали, и я побежал". Пока мы крутили головами и соображали, где берут билеты, поезд тронулся, бодро скатился с холма к тем самым воротам, мимо которых "Ух ты!" мы пронеслись сегодня утром на машине (я лихорадочно пытаюсь найти на карте их название. К этому моменту я уже заметила, что у всех есть наушники, а у нас нет.) Это были ворота Бисагра. Пока я это определяла, поезд выскочил за крепостную стену, ещё раз подъехал к воротам Бисагра, но уже снаружи – они двойные и выглядят с разных сторон по-разному. Поезд даже остановился на минутку прямо на кольце площади, чтобы все смогли сфотографировать. И опять сломя голову помчался по улице мимо крепостной стены, потом через современный мост – с великолепным видом на самый старый в Толедо мост Алькантара (самое раннее упоминание о нем относится к 8-му веку, но вероятно он существовал и при римлянах). Поезд несется как угорелый, но к счастью за мостом поворачивает направо и едет вдоль наружного берега излучины реки, охватывающей старый город. Мы приближаемся к мосту Алькантара, проносимся мимо (головы пассажиров как по команде поворачиваются до упора назад, взгляды не оторвать от моста). Поезд весело дребезжит по дороге вдоль реки, старый город величественно поднимается на холме за рекой справа от нас. Вдруг поезд рвет влево – вот, черт!  Старый город скрывается за спиной! А, это дорога уходит куда-то влево и вверх, мы несемся по каким-то сухим холмам и оврагам. Но вот дорога опять сворачивает направо, и мы оказываемся на высоком берегу, река Тахо где-то там, внизу, а на той стороне поднимается Толедо во всей красе, охваченный с всех сторон рекой, как подковой.  Вдруг поезд резко тормозит, водитель выходит и открывает цепочки-дверки вагончиков. Остановка, можно фотографировать!

После перерыва мы замыкаем круг вокруг Толедо, любуемся ещё одним старым мостом Святого Мартина и благополучно возвращаемся на площадь Сокодовер. Уф, теперь можно есть мороженное!

Мы ещё успели прогуляться к воротам Бисагра и дель Соль, вернулись к собору и зашли в него. Вышли, и описав полный круг вокруг собора (считая с начала дня), вдруг обнаружили главный фасад и площадь перед ним. На этом силы окончательно нас оставили, и мы пошли в гостиницу – минут 5-7, в самом центре Худерии, там где туристы фотографируют вбитые в мостовую таблички с ивритскими словами. Мы с Амитом их не фотографировали, но все прочитали.

Когда вечером мы вышли из гостиницы, уже почти стемнело. У дверей нашей гостиницы прямо на мостовой главной улицы Худерии прожекторы высвечивали замысловатый герб с мезузой, магендавидом и с надписями на иврите и испанском: "Худерия шель Толедо".  Мы пошли вниз по улице в сторону моста Святого Мартина. На фоне темно-синего неба ярко светились шпили колоколен монастыря Сан-Хуан де Лос Рейос. Мы подошли к монастырю, посмотрели на гербы христианских королей (так они сами себя называли) Изабеллы и Фердинанда на фасаде церкви, и на цепи бывших христианских рабов, повешенные на стену в знак освобождения из рабства мавров. Кстати, тогда, как и сейчас, существовала индустрия выкупа рабов. В рабство захватывали во время войн и набегов чаще солдат, но иногда и мирных жителей, мужчин и женщин. И христиане, и евреи выкупали из рабства своих соплеменников, это считалось богоугодным поступком, мицвой. Грустно, что необходимость выкупать пленных существует и в наше время.

От монастыря мы пошли вниз к мосту, и неожиданно вышли на смотровую площадку. Мост открылся перед нами как на ладони, сверкая под прожекторами изумрудными искрами. Конечно, изумрудные оттенки отсвечивали не от каменного моста, а от поверхности реки и окружающих мост деревьев. Но первое впечатление было именно таким – ломанная линия средневекового моста с разномерными арками и сторожевыми башнями по краям переливается зелеными блестками. К сожалению, ни одна фотография не смогла передать это ощущение.

На следующее утро мы уезжали из Толедо. Первоначально я планировала подъехать на машине на смотровую площадку на той стороне реки. Но из-за вчерашней авантюры с поездом в этом уже не было необходимости.  В любом случае, на машине или на поезде не пропустите возможность объехать вокруг города вдоль крепостных стен и по внешнему берегу Тахо.