ЮАР: Путешествие на край света,
Декабрь 2018
Из Кейптауна в Порт Элизабет и обратно

Стелленбош (Stellenbosch) и винодельня Boshendal

К гепардам мы заехали с самого утра по дороге к главной цели сегодняшнего дня –винному треугольнику. Так называют три городка (Паарл, Франшхук, Стелленбош), между которыми находится большое число виноделен.

Любители вина приезжают сюда на несколько дней, дегустируют вино на разных винодельнях, обедают в шикарных ресторанах, отдыхают. Из Франшхук ходит специальный винный трамвай, который делает круг по винодельням, и позволяет пробовать вино, не садясь потом за руль.

Но у нас на все про все был только один день. Поэтому, мы решили начать с городка Стелленбош, а потом посетить хотя бы одну винодельню.

Мой выбор Стелленбоша был обоснован тем, что, во-первых, это второй после Кейптауна европейский город в Южной Африке, и, во-вторых, тут находится старейший во всем Южном полушарии университет.

Стелленбош был основан в 1679 году Симоном ван дер Стелом, и, похоже, с тех пор мало изменился. Университет, открытие которого состоялось в 1863 году, является одним из главных символов города. Сегодня он входит в число самых крупных учебных заведений не только Южной Африки, но и Южного полушария, а здание университета считается самым красивым архитектурным сооружением в городе.

Главная и самая старая улица Стелленбоша - улица Дорп. Её еще называют дубовой - жители городка сажали эти деревья везде, где только могли, и многие дубы здесь – ровесники улицы. Первое упоминание об этой улице - 1710 год, тогда она еще называлась просто "дорогой повозок в Кейп". С течением времени на ней появились дома разных эпох и стилей, от голанских и викторианских до более современных.

Мы проехали по этой улице в поисках парковки. Свободных парковок не было, а термометр показывал 31 градус за бортом. Стоило нам удалиться от побережья, как сразу потеплело!

Гулять по жаре не хотелось. Поэтому я переставила навигатор сначала на университет (посмотрели из машины), а потом на городской музей. Чуть недоезжая до музея  мы запарковались. Дальнейшие поиски музея выглядели как квест. Вот это здание Гугл отмечает, как музей. Но дверь закрыта, никаких надписей нет. Местное население отсылает на соседнюю улицу. Там открытая дверь, явно музей. Но одетая в старинную одежду пожилая леди опять посылает нас через улицу, объясняя, что начало маршрута в другом здании. Мы, конечно, пытаемся проникнуть сюда, раз уж пришли, а потом пойдем, куда нас посылают. Но пожилая леди непреклонна. Приходится нам идти на третью улицу, за угол направо и опять направо.

Оказывается, что музей состоит из четырех исторических зданий. Все они находятся в паре минут друг от друга. Порядок посещения важен, так как каждое здание относится к определенному времени. Первое – домик первых колонистов, конец 17-го века. Вязанки трав и сухого лука под потолком кухни-столовой, огород рядом с домом, кадушки для мариновки мяса – первая стадия производства билтонга. На стенах рога разных антилоп. Оказывается, на них охотились не для мяса, а чтобы добыть жир. Его использовали для освещения.

Второй дом был построен лет на 50 позже. В нем жил местный богач с семьей. Зал для приемов, столовая, кухня, а в этой комнате рабы занимались домашней работой. Рабы спали там, где сейчас курятник (крошечный чуланчик, ноги не протянуть!). Дом очень просторный, господские комнаты большие.

Третий дом был построен ещё позже для городского священника, переехавшего из Европы. Он ещё больше. Во дворе прекрасный сад, в гостинной стоит необычное пианино с очень высокой задней стеной. Таких было сделано только 6!  Буржуазная мебель, слуги. Нехило жил городской священник!

Четвертый дом – это уже начало 19-го века. В нем жил городской шериф. Тут уж обстановка просто изысканная!

В каждом доме есть "сестра-хозяйка" в соответствующей эпохе одежде. Она встречает посетителей и выдает информацию.

Все вместе нам очень понравилось. Просто погружение в быт того времени!

После музея мы поспешили к машине, так как оплатили парковку только на час, который уже заканчивался. Машина была запаркована у кафе. Витрина десертов в этом кафе выглядела, как продолжение экскурсии по 18-19 векам. Торты и кексы, о которых мы только читали в английских книжках: красный вельветовый, морковно-ореховый, миндаль с соленой карамелью и прочее подобное. С трудом выбрали всем разное. Победили Шерманы: самыми вкусными оказались их морковно-ореховый и миндаль с карамелью.

Пока мы пили кофе и пробовали разные тортики под сенью старых дубов, Димка спросил о наших дальнейших планах. В Стелленбоше из интересного оставался только магазин сувениров, горячо рекомендованный в одном из отчетов. А потом я планировала заехать хотя бы на одну винодельню. Димка начал крутить носом по поводу винодельни – вчерашнее посещение Хрут Констанция нас не слишком впечатлило. Но других планов не было. Я уверяла, что из множества возможностей выбрала самую лучшую винодельню – дегустация в очень приятной обстановке, вино людям понравилось – заедем на часок и поедем дальше.

Но перед винодельней мы заехали в тот самый рекомендованный магазин сувениров в Стелленбоше. Вот как он описывался в отчете:
"Магазин дяди Сэма (Oom Samie Se Winkel 33°56'22.9"S 18°51'21.2"E ) Это своего рода антикварная лавка, где можно купить не только предметы из прошлого, но и современные сувениры, а также просто разные интересные и экзотичные вещи. Мне по душе пришлись паштеты из зебры, куду, крокодила и страуса".

Я бы назвала это не просто антикварной лавкой, а пещерой Алладина. Чего тут только не было! Головы и шкуры животных, сушеная рыба, старые карты и глобусы, какие-то маски, посуда, керамика и множество других неожиданных вещей. Была целая комната джемов, маринадов и прочих вкусняшек. Я неожиданно наткнулась на знакомое слово – мебос – и купила пачку. Про мебос я читала у Генри Мортона – это какой-то особый способ сушить фрукты, привезенный сюда рабами из Малайзии. Сначала фрукты солят, потом вялят на солнце. Благодаря соли фрукты не портятся, а вкус остается более свежим. Вкуса соли в готовом продукте не чувствовалось совсем. В дальнейшем это был хит гостинцев из Южной Африки для коллег, родных и знакомых.  На билтонг люди смотрели с опаской, а сухофрукты не боялись пробовать. Жалко, что купила только одну пачку!

Мы зависли здесь почти на час, рассматривая закрома. Невозможно было уйти, не осмотрев всех комнат. Нас прогнала большая группа туристов, превратившая тесную лавку в совсем непроходимую и очень шумную.

В винодельню Boshendal мы поехали не напрямую, а сделав крюк, чтобы посмотреть на виды пологих холмов с виноградниками на фоне цепи крутых гор за ними. Поместье Boshendal покоряет атмосферой спокойствия и неги. Высоченные старые дубы и платаны, огромные клумбы с гортензиями и розами, старинный дом на зеленой лужайке, за ним вершины горной цепи. Дегустация проходит на лужайке под старым дубом. Можно выбрать меню из 5 вин, а можно просто выбрать отдельные вина, что мы и сделали. И ещё взяли тарелку сыров в придачу. Наливая очередное вино, девушка коротко рассказывала об его особенностях. Вина нам понравились абсолютно все, так что я очень быстро впала в состояние всеобщей любви и счастья.

Все продегустировав и доев сыры, мы поехали на другую сторону поместья в их фирменный магазин. Там же находился и ресторан, но есть не хотелось. Мальчики купили сыры, хлеб, овощи и сырое мясо на ужин – за 12 дней они всего один раз жарили мясо, им хотелось еще хотя бы раз. Потом мы попили кофе и поехали домой. Алкоголь уже выветривался из моей головы, и я взглянула на часы. Оказалось, что мы провели в этом чудесном месте не час, и не полтора, как нам казалось, а почти четыре часа!

Это был наш последний день в Южной Африке. Улетать было жалко, но с другой стороны, мы были настолько переполнены впечатлениями, что пора было остановиться и как-то их переварить. Я не помню ни одной поездки, где бы я была настолько перегружена впечатлениями!