Австрия в эпоху ковида - Зальцкаммергут

Сентябрь 2021

Хальштат

Прогноз предсказывает на сегодня дождь после полудня. А вот на завтра солнышко. Решаем сегодня с утра поехать в Хальштат,  потом решать по погоде. А завтрашний чудесный день оставить на маршрут по трем вершинам горы Катрин (подъемник из Бад Ишль). Вчера прогноз был тоже плохой, а как потом распогодилось!

В дальнейшем оказалось, что прогноз-то как раз точный. Но из-за гор имеет место существенная разница в погоде в разных долинах. То есть, если в Хальштате дождь, то в Верфене или в Фушле вполне может быть переменная облачность.

В Хальштат приехали к 9-ти утра, поскольку известно, что позже будет не протолкнуться, да и с парковками напряг. Парковаться можно только на больших платных паркингах. И вообще в деревню можно заехать только местным жителям. Все остальные перед деревней попадают в туннель, из которого выезжают уже за старым центром. Мы запарковались на первой парковке за туннелем. До городка буквально 5 минут.

Городок зажат между озером и крутым склоном горы. Поэтому в городе только одна главная улица. Где-то, где позволяет ландшафт, появляются пару переулков. Иногда места хватает только для проезжей части, а дома карабкаются по склонам как лихие альпинисты. Проезжая часть одновременно и тротуар, ведь сюда разрешено заезжать только местным, машин мало. Центр деревни виден издалека по замечательному ориентиру, шпилю церкви. Шпиль этот растиражирован огромное число раз. Скорее всего, вы тоже его где-то видели, даже если и не знали, что это за чудное место. О популярности говорит такой забавный факт.  Китайцы у себя построили копию Хальштата. Рассказывают, что теперь они гуляют по австрийскому Хальштату с картинками, сравнивают, где красивее. При нас китайцев не было из-за Ковида, но после 11 утра на улицах уже была плотная толпа.

Однако в 9 утра народ только просыпался. Магазины ещё были закрыты. Мы зашли в первую попавшуюся булочную выпить кофе и позавтракать. А потом не спеша пошли в сторону церковного шпиля, не переставая его фотографировать. Церковь на мысу, её хорошо видно с берега и с севера, и с юга. Собственно, все знаменитые фотографии Хальштата сделаны с этих двух точек и включают 3 главных элемента: зеркальная поверхность озера, церковный шпиль, крутые горы.

Сам городок совершенно очаровательный, кукольно-сказочный. При этом, как и все по-настоящему старые города, он подлинный, не напоминает декорации. В Хальштат люди пришли в глубокой древности, около 7000 лет назад. И обнаружили в горе соль. Собственно, "халь" – это и есть соль по-кельтски. Добыча соли набирала обороты, и в 5 – 7 веках н.э. была поставлена на промышленную основу. Соляные шахты можно посетить. Особенно меня заинтересовал музей вещей, найденных в старых шахтах: средневековая обувь, орудия труда, веревки, корзины и т.п. В соли все это прекрасно сохранилось. В 1734 году был найден "соляной человек", пролежавший в соли пару тысячелетий.  Благодаря таким потерянным вещам, сегодня мы знаем, что добычей соли занимались всей семьёй. Мужчины выполняли самую тяжёлую работу – они рыли тоннели и выбивали соляные глыбы. Женщины выносили эти глыбы из горы, а дети подавали связки сосновых лучин для освещения шахты.

Мы прошли весь Хальштат по главной улице, сфотографировались на фоне шпиля с дальней стороны. Начал накрапывать дождик.

На обратном пути зашли на кладбище. Кладбище совсем крохотное. Не на всех могилах есть памятники. В притулившемся на крутом склоне горы Хальштате всегда ощущалась острая нехватка земли. Местное кладбище никак не могло вместить всех желающих обрести здесь покой.  Поэтому здесь появился милый обычай: через 10-20 лет после погребения могилы вскрывали, черепа и кости вынимали, чистили, отбеливали на солнце, а потом размещали в местной часовне. В 18 веке появилась традиция в знак любви расписывать черепа растительными узорами. При этом дубовая листва означала славу, лавр символизировал победу, плющ – саму жизнь, а розы представляли собой воплощение любви. Все эти веселенькие черепа и кости можно увидеть в часовне-костехранилище (Beinhaus). Самый свежий расписной череп 1983 года. Сейчас на кладбище практически не хоронят, местные предпочитают кремацию.

Вход в костехранилище стоит пару евро. Но на входе у нас потребовали маски FFP2 (единственный раз за всю поездку). Наши маски FFP2 остались в машине, а с собой были только обычные. Я горевала страшно, хотя Димка с Амитом только обрадовались. Отойдя пару шагов от кладбища, я вспомнила, что моя маска FFP2 у меня с собой, в рюкзаке. Я предложила Димке с Амитом сходить посмотреть черепа по очереди. Они почему-то отказались. И мы разделились, договорившись встретиться в церкви через 15 минут.

Я вдоволь насмотрелась на черепа, прогулялась по нескольким переулочкам, зашла в церковь и в пару магазинчиков на главной площади в поисках Димки. Ни следа! Хорошо, что можно позвонить. Мальчики оказались метров на 200 дальше. Удивительно, что даже видный отовсюду шпиль не помог им ориентироваться.

Последним невыполненным пунктом ("если погода позволит") оставалось катание по озеру на лодочке с электромотором. Но погода явно не позволяла. Серые облака опустились ниже, дождик то моросил, то прекращался, на озере поднялся ветер. Гулять не мешает, но в лодку не хочется. Можно пойти в соляные шахты, или поехать на коротенький маршрут вокруг озера Гозау. В шахты никто не захотел.