Австрия в эпоху ковида - Зальцкаммергут

Сентябрь 2021

Ледяная пещера Eisriesenwelt

Ехать из дома до ледяной пещеры чуть больше часа. Билеты я купила накануне вечером на сайте пещеры. Выбрала время между 10:30 и 11:00 часами утра. Но кто знает эти горные дороги? Поэтому выехали мы с большим запасом времени. И как в воду смотрела, времени на дорогу ушло минут на 40 больше, чем предсказывал Гугл.

Сначала навигатор (мы ездили все время по Вэйзу) решил срезать угол, увел нас с нормальной дороги с трехзначным номером (где разрешенная скорость между населенными пунктами до 100 км/ч) и повел по какой-то дороге без номера.  Дорога взбиралась на гору через лес. Дорога узкая, если навстречу попадется машина, придётся искать, где можно разъехаться. Но красивая: стены деревьев с двух сторон. Потом пошли небольшие поляны-пастбища, потом проехали хутор с 3-4 домами. А потом дорога оказалась перекрыта – размыло дождями, поставили предупреждающие знаки, но ещё не починили. Проезда нет. Ладно, разворачиваемся, что непросто на такой узкой дороге. Едем назад. Вэйз истерит и пытается нас вернуть. Мы по памяти (моей. Хорошо, что я на автомате запоминаю дороги) возвращаемся на нормальную дорогу с трехзначным номером, и продолжаем ехать в направлении, как если бы мы не свернули с нее. Через несколько сот метров Вэйз успокаивается и находит нам новый путь без срезания углов.

Потом, уже на быстрой дороге номер 107, нам попалось лесное озеро Weistalstausee, узкое и длинное. С абсолютно гладкой, зеркальной поверхностью. Причем дорога шла по берегу от начала и до конца озера, километров 5. Дороги в Австрии хорошие, но полосы узковаты и обочины нет совсем. Остановиться можно только в специальных карманах или на съездах для парковок, но оттуда не всегда удается фотографировать, деревья закрывают вид. На парковках стояли машины, хотя людей не было видно, ушли рыбачить. Конечно, мы тормозили везде, где можно было безопасно остановиться, а потом уже смотрели, можно ли фотографировать. Эти 5 километров вдоль озера мы ехали минут 20. В конце озера оказалась небольшая плотина, перекрывающая глубокое, скалистое ущелье. Скалы на дне были сглажены потоками воды, а во многих местах вода нарыла круглые и полукруглые бассейны. С верха плотины  это хорошо видно.

Подъезжая к ледяной пещере издалека виден замок Werfen. Он стоит на вершине крутой скалы. Его мы тоже фотографировали так и эдак, из разных точек. В конце концов, мы проехали мимо, и дорога пошла по крутому серпантину вверх. Наконец, добрались до парковки перед входом, примерно на середине горы. И точно в заказанное время.

Но оказалось, что до самой пещеры нам ещё идти и идти. Сначала 20-минутная прогулка до подъемника. Хорошая гравийная дорога идет по краю горы. Виды потрясающие. Замок Верфен со своей скалой остался далеко внизу, ещё ниже зеленая долина с кучками домиков и лентой реки. Вид как из самолета. Под и над нами проплывают облака, но они только добавляют атмосферы. Утро было пасмурным, но с каждым часом погода улучшается, появляются кусочки голубого неба, солнечные лучи. Вот только тропа имеет приличный подъем. Вначале не напрягает, но мы быстро устаем. Наконец, добрались до подъемника. Он поднимает нас сразу на 500 метров. Однако, после него опять 20 минут подъема. Силы на исходе, но за очередным поворотом уже виден вход в пещеру. Ну все, добрались.

Садимся на лавочку, чтобы отдышаться. Перед нами уже собралось человек 30, ждут гида. Есть две загородки – для немецкой и английской групп. В английской людей меньше, есть несколько семей с детьми 10-15 лет. Все они израильтяне, и Амит быстро находит себе собеседников.  А я понимаю, откуда взялась скомканная бумажная салфетка на обочине тропы метрах в 200 перед пещерой. Это был единственный мусор на тропе, который я видела за неделю нашего пребывания в Австрии.

Немецкая группа уходит с гидом, а мы ждем, когда нас станет побольше. Через полчаса гиды решают, что собралось достаточно людей. Мы одеваем свитера, шапки и варежки (благоразумно захватили с собой). В пещере 0 градусов даже летом, а в руки нам выдают газовые фонари с открытым пламенем. Фонари большие, железные ручки холодные, варежки очень пригодились.

Гид ещё раз напоминает, что в пещере мы пройдем 700 ступенек вверх, а потом вниз. Об этом рассказывает и плакат у входа, который мы уже все прочитали и обсудили. Висит знак о запрете фотографий, но гид говорит, что фотографировать можно во время остановок. На ходу фотографировать трудно, мешает фонарь и ступеньки под ногами. Да еще варежки надо снимать-одевать. Уже на обратном пути я приловчилась отдавать свой фонарь Димке и фотографировать, почти не останавливаясь и не задерживая тех, кто идет следом. Вообще, идея фонарей с открытым пламенем мне не понравилась, так как мы все были в нейлоновых куртках, и все время приходилось думать, как отвести пламя от идущего впереди тебя. Но, с другой стороны, цепочка людей с фонарями в руках в ледяном туннеле смотрится очень романтично. Кажется, что это живущие в горе сказочные гномы. И ты один из них. Фонари дают мало света, только чтобы видеть, куда ноги ставить. На остановках гид подходил к какой-то особо выдающейся глыбе льда, зажигал какую-то спираль, вроде бенгальского огня, но без искр. Эта штука горела недолго, но ярко освещала пространство метров на 10-15. Гид рассказывал, как и почему образовалось то или это.

Пещера очень длинная, 45 километров, мы были только в ближних полутора километрах. Но именно здесь находится весь лед. Он и образовывается за счет того, что зимой холодный воздух врывается в пещеру и замораживает просачивающуюся воду. За счет разницы температур снаружи и внутри возникают очень сильный ветер. Летом внутри холоднее, чем снаружи, поэтому ветер вылетает из пещеры, и температура в ней не поднимается.

На обратном пути мы спускались по другим лестницам и видели несколько ледяных формаций, который пропустили по дороге туда.

Вся экскурсия длится минут 50. От увиденных красот и чудес сносит крышу. О ступеньках и прочих неудобствах совсем не думаешь, тем более, что время от времени группа останавливается, и есть время передохнуть.

На выходе из пещеры мы чуть отдохнули, разделись и потопали вниз. Погода продолжала улучшаться, виды радовали. Ноги чуть ныли, но терпимо.

Возле подъемника работает ресторан. Мы сели на открытой террасе, как будто мы катаемся на лыжах и сели перекусить на трассе. Еда была простая, но очень вкусная: пиво, суп-гуляш, серый хлеб, сосиски, какой-то десерт. Израильские дети развлекались подкармливанием больших черных птиц, похожих на ворон, но с желтыми клювами. Птицы балованные, харчами перебирают: хлеб игнорируют, а на чипсы с кетчупом налетают. Дети их даже зауважали.

На спуске от подъемника до парковки уже чувствовалась усталость.  Хорошо бы было поехать домой, или завалиться в сауны. Но время еще было раннее, к тому же совсем распогодилось. В получасе езды от ледяной пещеры было ещё одно замечательное место. Сколько там ступенек я не знала. И мы решили рискнуть.