Лыжи в Доломитах . Февраль 2003
Доломиты, dolomites, dolomiti

Доломиты

Италия – от Рима до Доломитов

Дорога  к Доломитам – и дальше, на Инсбрук и Мюнхен – идет по долине реки Адидже. Долина живописна, но увы – все вокруг заполнено какой-то серой плотной дымкой – туман – не туман, больше похоже на песчаную бурю, хотя откуда тут взяться песку?

За час по автостраде мы пролетаем 150 км до Бользано и сворачиваем на узкую горную дорогу. Она вьется по глубоким расселинам, повторяя извивы горной речушки. Снег подтаивает, воды в реке много, водопады на каждом шагу, иногда из воды, а иногда и из сосулек.  Дорогу окружают высокие коричневые скалы, иногда они почти смыкаются над машиной.  Солнце в ущелье практически не попадает. Да, кстати, там наверху – яркое солнце, серая мгла пропала, не успели мы чуть подняться.

Мы едем очень медленно – км 30-40. Дорога виляет, полно слепых поворотов, навстречу попадается довольно много машин, а разминуться трудно. Сегодня суббота. Те, кто катался всю прошлую неделю, сегодня возвращаются домой.

Постепенно мы поднимаемся выше, узкое ущелье сменяется панорамой гор.

После первого перевала (между Бользано и Кортиной д’Ампеццо их три)  мы то и дело останавливаем машину на обочине – полюбоваться на окружающие нас виды гор со скалами на макушках, сфотографировать. Здесь холодно – около нуля, хотя солнце шпарит вовсю. Под ногами скрипит снег.

Часа через полтора после Бользано мы добираемся до нашей цели – городка Каназеи (или Канацеи – я так и не поняла). А расстояние-то всего километров 40-50! Городок солнечный и симпатичный, запомнился высоченный фонтан из голубого льда на главном перекрёстке. Мы его так и не сфотографировали. Решили, что ещё успеем, а потом бывали в Каназеях только вечером в полутьме.

Остаток дня был посвящен устраиванию в гостиницу, съёмом сноуборда для Юли, покупкой ски-пассов,  размышлением,  где будем кататься завтра.

Мы жили не в самих Каназеях, а в 5-ти километрах, в Пении. Деревеньки перетекают одна в другую, каждые 10 минут ходит ски-бас, причем в пиковые часы  автобусы приходят парами.

Мы не знали, сможет ли Юля ездить с нами. Весь её опыт на сноуборде ограничивался трехдневным курсом в прошлом году. Поэтому мы не рискнули купить ски-пассы на всю зону Доломитов – Доломити Супер Ски, а купили только на нашу зону – Валь ди Фасса. В дальнейшем оказалось, что это было правильно для Юли, но не правильно для нас. Может быть за три дня мы бы и не объехали всю Селла Ронду – круговой маршрут в 56 км, который можно крутить в обе стороны, естественно пользуясь разными трассами. Но определенно съездили бы на знаменитую трассу на леднике Мармолада.  Об этой трассе я читала ещё до поездки, но не знала, что это окажется так близко от нас. Ну что ж, придется приехать в Доломиты ещё раз!

На следующее утро мы поднялись на подъемниках из Каназей туда, где схема обещала скопление красных и парочки синих маршрутов.  Мы быстро поняли, что Юля  сможет кататься только по синей трассе. Нет, если надо, она спустится и по красной, просто станет поперек склона и сползет вниз. Но учиться стоит только на синей. Там у неё вспоминается что-то, выученное в прошлом году. Ну а мы с Димкой кружим неподалеку, время от времени навещая одинокого ребёночка.

Все это место под названием Бельведер (опять Бельведер!) представляет собой холмистое плато (в Карпатах сказали бы – полонина) вдоль и поперёк уставленное подъёмниками и раскатанное.  Почти все трассы красные, но для любителей есть синие или черноватые кусочки. Все черноватые можно объехать по красным. Качество снега с утра везде идеальное. Даже там, где снега в принципе быть не может – внизу  - трасса идет по зелёному бесснежному лесу, но сама трасса покрыта хорошим слоем свежего снега. И это притом, что последний снегопад был месяц назад,  и информация сообщает, что наверху снега всего метр, а внизу – 20 см. И информация права, просто она не берет в расчет снежные пушки, которые стоят даже на верхних заснеженных плато.

С нашего Бельведера можно перебраться на соседнее плато, куда поднимаются из соседнего с Каназеями Компителло. Оттуда можно крутить дальше по Селле Ронда – но не с нашим Ски-Пассом.

Можно рвануть в другом направлении, в сторону Аррабы и Мармолады. Но и там наш Ски-Пасс быстро прекращает действие.

В наш Ски-Пасс входило ещё несколько локальных зон катания, не связанных с Селла Рондой. Но нам так  понравился «наш» район, что не было желания ехать на автобусе в другое место.

Конечно, за 3 дня мы искатали его вдоль и поперёк. Зато у нас была возможность время от времени навещать Юлю на её синей трассе, хвалить-критиковать, подкалывать, стоять у неё на пути (она при этом сразу падает), вместе обедать. Ну, когда ещё твой собственный ребёнок будет падать при твоем появлении?

К концу третьего дня Юлины успехи стали настолько очевидны, что мы вместе спустились до нижнего подъёмника на лыжах. В первые дни Юлина «эвакуация» в конце дня выглядела так. Мы немного спускались до подъёмника, который утром поднял нас наверх. Там Юля снимала лыжи – пардон, доску – и шла пешком метров 100 до верха канатки с вагонами на 80 человек. Здесь можно было не только подняться, но и спуститься.

За три дня погода была разная, но нам нравилась любая – и облачность с просветами солнца, и редкий легкий снежок (утром весь лес был в снегу, как в забытом детстве), и солнце с видимостью миллион на миллион.  Доломиты были прекрасны в любую погоду. И когда из-под покрывала облаков вдруг появлялась освещённая солнцем долина, и когда клочья тумана застревали в рогах скальных верхушек над Компителло, и когда те же рога  возвышались над сверкающими на солнце склонами на фоне ярко голубого неба.

В последний день мы, сняв лыжи, поднялись на вершину Пардой – Сасс Пардой. Вагончик канатки скользит между высоченными скалами. Только вблизи понимаешь, какие же они огромные.  Наверху потрясающий вид во все стороны,  почти каждая вершина в Доломитах увенчана скальным гребешком.

На четвертое утро мы уезжаем. Мы продолжаем ехать по дороге из Бользано в Кортину – и продолжаем останавливать машину и выскакивать  полюбоваться. Мы проезжаем мимо заледеневшего озера под Мармоладой, поднимаемся и спускаемся ещё с двух перевалов.

В процессе езды я соображаю, что мы едем по дороге, которой нет на моей карте. Вначале меня это не очень беспокоит, так как направление верное, виды потрясающие, увидели всё-таки Мармоладу, хоть и с дороги. Но мы всё едем и едем, а дорога с моей карты всё не попадается. Я мягко сообщаю об этом Димке, и он начинает беситься. Самолет у нас в пять, в три надо быть в аэропорту, по прикидкам дорога может занять 4-5-6 часов, а мы заблудились в Доломитах! Я пытаюсь успокоить, что мы не заблудились, но на самом деле и сама не уверена. Спрашиваю дорогу. Мне пытаются объяснить по-немецки.  В этих краях все говорят по-итальянски и по-немецки, и, видимо, иностранный язык ассоциируется именно с немецким. Я прошу объяснять по-итальянски – гораздо понятнее.

Короче ещё минут через 15 езды под Димкин аккомпанемент «Почему не подготовилась - не распечатала карты - завезла меня - времени мало - на самолет опоздаем» я не выдерживаю и начинаю выдавать в ответ все, что я думаю о Димке.  Он ведет себя как настоящий мужчина в минуты опасности – перекладывает ответственность на женщину. Ах, ты такая – так я машину вести не буду, веди сама.  Мне ничего не остается, как сесть за руль Гольфа с ручной коробкой, на которой я не ездила уже года два – три. На узкой итальянской горной дороге. Со снегом по обочинам и подозрительными подтёками то ли воды, то ли льда посередине (опыт зимнего вождения – ровно ноль). Где, чтобы разминуться со встречной машиной, надо съезжать к самому краю, рискуя вылететь с дороги. Где каждые 100 метров слепые повороты. Где солнце бьёт в глаза то справа, то слева, то в лоб. Где потрясающие виды отвлекают от дороги. И ко всему этому, нужно ещё переключать передачи! И  плавно отпускать сцепление!

Наш Гольф недовольно рычит и ревет, Юля с заднего сидения просит пощадить её молодую жизнь, Димка уже раскаялся в своём необдуманном поступке, но держит марку. Минут через 15 всё постепенно входит в норму, даже машина, сидящая у меня на пятках, не спешит меня обгонять. Ещё минут через 15 я намекаю, что пора бы нам поменяться местами. Димка ещё несколько раз отказывается, я начинаю откровенно ныть. Наконец, когда до Кортины остаётся 5 километров, мы меняемся.